Эволюция криогенных цистерн: репортаж с завода, где делают «бочки» для сжиженного газа

На первый взгляд, изготовить криогенную цистерну не так уж сложно: сварил два шва – и готово! На деле же этот процесс требует умелых рук и знаний редких специалистов. Именно поэтому производителей криогенной техники не так уж и много: большинство занимаются "переделками" или перепродажей. Но тем интереснее посмотреть на настоящее производство - что сейчас и предлагаем Вам сделать.

Небольшой "спойлер": в этой статье расскажем про инновацию, которую мы внедрили в производство транспортных криогенных емкостей в марте 2022 года, что позволило создать серьезную конкуренцию европейским производителям!

Время чтения - 10 минут

"Семь раз отмерь"...

инженереы-конструкторы

Каждый второй заказ на нашем производстве является нестандартным: это значит, что Заказчик пожелал внести изменения в размеры или конструкцию типового оборудования. Так, одной из причин может быть желание поместить транспортную цистерну на уже имеющийся грузовик или контейнеровоз. 

В подобных случаях наши инженеры-конструктора создают под заказ Клиента индивидуальный чертеж.

"... один раз отрежь".

Раскрой деталей происходит на мощном станке плазменной резки, способным пробить металл толщиной до 20 мм. Займет весь этот процесс 1.5 рабочих дня.  

Например, для изготовления цистерны ASTRA-8 нам потребуется по 3 листа из нержавеющей и низколегированной стали. На каждый из них будет нанесена фирменная маркировка.

Проиграть видео
вальцовка обечайки криогенного сосуда

А теперь закругляемся!

После раскроя полученные металлические детали отправляются на вальцовку, где приобретают цилиндрическую форму. 

За процессом непрерывно наблюдает один рабочий: иногда металл необходимо поправлять, чтобы не было перекосов и лист не пошел в спираль. Такая вот криогенная медитация, в результате которой мы получаем основу любого сосуда — обечайки. 

Сварка на высшем уровне

Следующий шаг – изготовление сосудов из обечаек. С помощью станка автоматической сварки делать это получается в 2 раза быстрее, чем руками даже самых квалифицированных сварщиков. Но, вне зависимости от авторства шва, его проверят с помощью рентгена на герметичность. 

По итогу получаем два криогенных сосуда: внешний (из низколегированной стали) и внутренний (из нержавейки).

 

"Кровеносная система" транспортной цистерны

Теперь самое время позаботиться о том, как газ будет поступать внутрь и выходить наружу. Для этого сосудам делают трубопроводную обвязку. Основная задача при ее создании —  минимизировать возникновение  «мостиков холода» (участков, которые могут передавать тепло). Чем их меньше, тем ниже теплопотери криогенной цистерны — и тем выше ее эффективность. 

Космические технологии на службе у криогеники

Следующий этап — намотка изоляционного слоя. Вот она, наша маленькая сенсация! С марта 2022 года мы можем производить весь модельный ряд транспортных цистерн с экранно-вакуумной изоляцией. Это настолько эффективный материал, что его используют при изготовлении космических кораблей для защиты от экстремальных температур. 

ЭВИ обладает двумя нужными нам свойствами — низкой теплопроводностью и высокой отражательной способностью. Поместив ее между внутренним и внешним сосудом, мы можем до двух раз сократить потери газа от испарения. Но и это не все: готовая цистерна будет легче на 30-40% (по сравнению с цистерной с перлитом). Уже слышим ликование поставщиков технических газов…..

Кстати, наш завод единственный в России, кто наматывает экранно-вакуумную изоляцию цивилизованным способом — на автоматизированном станке. За счет этого получается идеальный кокон из 80 слоев материала! 

Завод Техгаз-ТК — единственный в стране, кто использует автоматическую намотку экранно-вакуумной изоляции! 

Свадьба на производстве

На следующем этапе происходит торжественное соединение сосудов, которое мы в шутку называем «свадьбой». Чтобы закрепить один сосуд внутри другого используют специальные текстолитовые опоры (этот материал плохо проводит тепло, что нам очень походит).

Что еще общего между цистернами и космосом?

Ответ: и в космосе, и внутри цистерны есть вакуум. Между сосудами должен отсутствовать воздух — чтобы минимизировать все те же возможные теплопотери. Откачка воздуха — длительный этап: вакуумирование цистерны обычно занимает около трех дней, пока не будут достигнуты нужные результаты. 

Вакуумирование криогенной цистерны
Покраска криогенного сосуда

Наводим красоту

Все цистерны Техгаз-ТК окрашены в белый цвет ведь он лучше отражают тепло (а в нашем случае, тепло — это враг). 

Но если у Заказчика есть желание украсить или брендировать свое оборудование, мы можем изготовить наклейку с фирменным логотипом (например, как здесь. Очень красиво получилось).

На финише

Каждой цистерне еще надо доказать, что она готова отправиться к  Заказчику. Оборудование тестируют на наличие утечек, проверяют давление и работу приборов контроля. В 99,99% случаев испытания проходят успешно и цистерну готовят к выходу в большой мир.

Кстати, иногда Заказчики выражают желание присутствовать на испытаниях своей продукции. Мы это всячески поддерживаем!

Есть вопросы по статье? Напишите, мы ответим!

Написать производителю криогенных транспортных цистерн Техгаз-ТК: